Почему Apple никогда не выпускает свои продукты первой

Гуру маркетинга gurumarketing24

Apple никогда не выпускает на рынок продукты раньше своих конкурентов. Можно подумать, что это сознательно выбранная стратегия. Собственно, так и есть. И в ней нет ничего нового. Она была перенята у Раймонда Лоуи (Raymond Loewy, мастер промышленного дизайна, автор логотипов) и обосновывалась тем, что покупатели всегда ищут что-то знакомое им в любом новом продукте или услуге. Люди не любят инновации и даже порой страшатся достижений технического прогресса, поскольку он заставляет их чувствовать себя тупыми и невежественными. Поэтому Apple и выпускает свои продукты только после того, как похожие решения выпустят их конкуренты. И так будет всегда:

  • Мы все знаем, что iPod не был первым MP3-плеером. Но он обладал тем, чего не было у других — встроенным iTunes. Однако это не воспринималось бы как преимущество, если бы другие компании чуть ранее не познакомили покупателей с концептом портативного электронного устройства, способного проигрывать музыку.
  • На самом деле именно Билл Гейтс первым выпустил планшет, который назывался Touch, и случилось это за 10 лет до того, как это сделали Apple. Но Apple выпустила на рынок iPad, и, благодаря экосистеме компании и ее столь ожидаемым брендовым обещаниям, всем показалось, что ничего подобного раньше никто не видел. Однако десятью годами ранее покупатели уже познакомились с концептом карманного компьютера с сенсорным экраном.
  • Та же история повторилась и с Apple Watch. То же будет и со скоро выходящим на рынок Apple Homepod, 5-ым или 6-ым по счету устройством голосового управления на рынке.

Каким же образом Apple удается отхватывать завидную долю рынка? Все благодаря так называемой философии MAYA: «Most Advanced Yet Acceptable» («Наиболее продвинутое, но все еще применимое») — принципы которой были сформулированы промышленным дизайнером Раймондом Лоуи.

MAYA и Лоуи

Оттолкнувшись от того, что сегодня известно под названием «эффект симпатии к знакомому» (mere exposure effect), Раймонд Лоуи разработал грандиозную теорию, смысл которой заключался в том, что потребителям будет комфортно от использования новых продуктов только в том случае, если в этих продуктах будут элементы, уже им знакомые. Он назвал эту теорию «Most Advanced Yet Acceptable». Раймонд Лоуи понял, что стремление людей испытывать новый опыт и пользоваться новинками обусловлено желанием, чтобы эти вещи были производными от тех продуктов, которые они уже знают. Он считал, что «все покупатели страдают от внутреннего противостояния двух сил: неофилии (стремления к новым вещам) и неофобии (боязни чего-то слишком нового)».

Основываясь на этом понимании, Раймонд Лоуи продолжил успешно проектировать такие продукты, как тракторы, локомотивы, тостеры, автомобили, автобусы Greyhound, зубную пасту Pepsodent, океанские лайнеры, и даже приложил руку к дизайну космического проекта NASA. Лоуи повлиял на американского потребителя больше, чем кто-то другой в его время. И сделал он это не путем создания абсолютно новых продуктов, а делая привычное удивительным. Очень созвучно с тем, что делает Apple, не так ли?

Почему Apple никогда не предложит свой продукт первой

В то время как Apple получают свою выгоду от создания популярных продуктов, которые хоть и знакомы, но кажутся удивительными, есть два условия, которые должны быть выполнены, прежде чем компания может принять стратегию MAYA:

  1. На рынке может быть больше одного победителя: хоть и кажется, что компания №1 на рынке получает максимальную отдачу от своей деятельности, MAYA-стратегия показывает большую эффективность, когда на рынке много «победителей». Иными словами, вы не обязаны выйти на рынок первым: главное — это выйти на рынок с лучшим продуктом.
  2. Ваш продукт не только должен быть лучше, но также вы должны выйти на рынок быстро: секрет Apple — это не столько дизайн, сколько психология. Компания и не стремится выпускать свои продукты первой, поскольку имеет понимание того, что клиенты по-настоящему хотят помимо базового функционала продукта. Большинство решений удовлетворяют лишь базовую потребность. Чтобы выйти на рынок вторым и быть способным одержать победу, вы должны суметь удовлетворить еще и эмоциональные желания покупателей. И как можно быстрее. Поскольку на рынке могут сосуществовать несколько победителей, вы сможете неплохо заработать на рынке новаторов — например, придерживаться цены премиум-класса, обосновывая ее своим брендом. А когда ваши конкуренты начнут гонку друг с другом, ваш технологический продукт будет оставаться как бы в стороне от всего этого и предлагаться по столь же высокой цене, даже если стоимость комплектующих продукта продолжит падать.

Эти два условия должны быть соблюдены, в противном случае вы просто опоздаете и ваш наилучший продукт окажется никому не нужен.

Читайте также: Почему маркетинг Apple настолько хорош?

Заключение

Какое будущее ждет Apple? Точно неизвестно, но, по мнению экспертов, и учитывая то, что компания сторонится оптимально новых продуктов, следующим продуктом Apple будет нечто, что уже знакомо покупателям, либо то, что воспринимается рынком как нечто возможное. И этот продукт определенно будет как-то связан с домами.

Но самый важный для вас и вашей компании вопрос, изложенный Дереком Томпсоном (Derek Thompson) в своей замечательной книге «Хитмейкеры», остается следующим:

«Как изобрести что-то новое, если известно, что люди предпочитают то, что им знакомо? Какой привычный, но при этом удивительный продукт вы готовы предложить, который поможет вам стать первым?

Если та отрасль, в которой вы работаете, соответствует озвученным выше критериям, какой MAYA-продукт вы создадите?

Высоких вам конверсий!

По материалам: hackernoon. com Источник картинки: shaeenhaque

gurumarketing.ru